Проект профессионального стандарта педагога-наставника |
В соответствии с перечнем поручения Губернатора Ханты - Мансийского автономного округа - Югры по итогам встречи с жителями города Сургута от 05.10.2019 на общественное обсуждение проекта регионального стандарта деятельности педагога-наставника. Проект профессионального стандарта
педагога-наставника
1. Общие положения
Педагог-наставник – квалифицированный педагог, осуществляющий специальную работу с молодыми педагогами или с педагогами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы (в дальнейшем – подопечных), направленную на их адаптацию в образовательной организации, накопление ими педагогического опыта, повышение их профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров в образовательной организации.
Настоящий стандарт определяет цели, функции педагога-наставника, состав реализуемых им действий, требования к его знаниям и умениям.
2. Цель деятельности педагога-наставника – создание условий, необходимых для:
· ускорения адаптации подопечных к условиям образовательной организации, осознания себя полноправным членом педагогического коллектива;
· формирования позитивного эмоционального восприятия подопечными своей профессиональной деятельности;
· ускорения накопления ими профессионального опыта;
· осознания подопечными актуальных направлений своего профессионального развития;
· освоения подопечными новых методов профессиональной деятельности.
3. Функции педагога-наставника
3.1. В своей деятельности педагог наставник реализует следующие функции:
- адаптационная
- консультационная
- контрольно-оценочная
- аналитическая
- координационная
- развивающая
3.2. Реализация адаптационной функции направлена на обеспечение успешного вхождения подопечными в педагогический коллектив образовательной организации, ознакомление их с ее организационной культурой, с нормативно-правовой и материально-технической базой деятельности, выявление ситуаций социально-психологического дискомфорта у подопечных и содействие устранению их причин.
3.3. Реализация консультационной функции призвана содействовать ускорению накопления подопечными опыта профессиональной деятельности, формированию умений взаимодействовать с родителями или замещающими их лицами, выработке решений в проблемных ситуациях, снятию у подопечных психологических напряжений.
3.4. Реализация контрольно-оценочной функции призвана обеспечивать:
· мониторинг педагогической деятельности подопечных, выявление в ней недостатков и позитивных изменений;
· мониторинг реализации планов саморазвития подопечных.
3.5. Реализация аналитической функции направлена на:
· выделение ключевых компонентов в предметно-практической деятельности подопечных и связей между ними;
· установление причинно-следственных связей между компонентами предметно-практической деятельности подопечных и её результатами.
3.7. Реализация развивающей функции направлена на:
· формирование у подопечных понимания актуальных потребностей своего профессионального и общего саморазвития;
· совместную разработку с подопечными планов их саморазвития;
· помощь в освоении подопечными новых методов профессиональной деятельности.
4. Действия педагога-наставника при реализации его функций
5. Требования к педагогу-наставнику (стаж, степень, звание, собственные публикации, опыт такой работы)
5.1. Педагогом-наставником может быть квалифицированный педагог, систематически повышающий свою квалификацию, дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года.
5.2. Педагог-наставник должен обладать всеми знаниями, определенными Профессиональным стандартом педагога. Помимо этого, он должен знать:
· требования нормативных правовых и иных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности;
· нормативные акты образовательной организации, регламентирующие осуществление наставничества в ней;
· факторы, затрудняющие процесс адаптации молодых педагогов в образовательных организациях и факторы, способствующие ускорению адаптации;
· основные виды затруднений, испытываемых молодыми педагогами при планировании и осуществлении педагогической деятельности;
· основные виды затруднений, испытываемых молодыми педагогами при организации внеклассной работы;
· основные виды затруднений, испытываемых молодыми педагогами при работе с родителями или замещающими их лицами;
5.3. Педагог-наставник должен обладать всеми умениями, определенными Профессиональным стандартом педагога. Помимо этого, он должен уметь:
· планировать наставническую деятельность;
· вести эффективную коммуникацию с подопечными;
· адекватно оценивать уровень готовности подопечных к осуществлению профессиональной деятельности;
· прогнозировать возможные затруднения с адаптацией подопечных к условиям деятельности и осуществлением педагогической деятельности;
· консультировать по различным вопросам осуществления педагогической деятельности;
· оказывать помощь в осуществлении подопечными самоанализа и самооценки, определении актуальных потребностей их развития;
· контролировать и оценивать педагогическую деятельность подопечных и их работу по саморазвитию;
готовить отчеты о своей наставнической деятельности
|