Ответы на вопросы родителей |
Моему ребёнку 3,5 года, говорит он неправильно, но логопед сказал, что все нормально. Что это значит? И когда снова идти к логопеду, если ребенок правильно не заговорит?
Как правило, всем трехлетним детям логопеды ставят диагноз «речь по возрасту» или «речь - норма», поскольку возрастная норма допускает такие недостатки, как неправильное произнесение звуков, ошибки в построении предложений. В этом возрасте главное, чтобы ребенок понимал обращенную к нему речь и самостоятельно высказывал свои мысли и требования. Внимание логопедов привлекают только те трехлетние дети, у которых эти действия вызывают затруднения. С такими малышами (их называют безречевыми) начинают проводить коррекционную работу. В следующий раз посетить логопеда советую Вам тогда, когда Вашему ребенку исполнится 4 года. В этом возрасте уже выявляется такое серьезное нарушение, как общее недоразвитие речи. Если же четырехлетнему ребенку поставили диагноз «возрастная норма», а он еще не произносит звуки «Л» и «Р», то обязательно следует пройти логопедическое обследование и в 5 лет. В этом возрасте любое несоответствие норме в произношении, грамматике, в связной речи, общих знаниях является основанием для направления ребенка в специальную логопедическую группу или на занятия с логопедом.
Посещение логопеда обязательно и при оформлении медицинской карты для поступления в школу /в первый класс/. Наличие в медицинской карте отметок о каких- либо нарушениях в развитии речи ориентирует школьного логопеда на своевременное оказание ребенку необходимой помощи. Если ребенок будет плохо успевать в 1 -2 классах по русскому языку, это может быть проявлением нарушений письменной речи, коррекцией которых также занимаются логопеды. К обследованию ребенка у логопеда надо подходить также серьезно, как и к посещению окулиста или стоматолога. Таким образом, если Вас что-то настораживает в речи вашего ребенка, обращайтесь к логопеду.
Мой ребенок пытается разжевать твердую пищу, но толком не может. Глотает прямо кусками, порой давится. Что это такое и как помочь ребенку?
Как правило, в основе нарушения жевания (независимо от возраста ребенка) лежит одна и та же причина - несоответствие смыкания челюстей у ребенка, или, как говорят специалисты, нарушение прикуса. Для того чтобы обнаружить данный дефект, зачастую не нужно обладать специальными знаниями - настолько все бывает наглядно. Попросите ребенка обнажить передние зубы и затем их сомкнуть. Так вот, если зубы не смыкаются, нижний или верхний зубной ряд заходит друг за друга, значит, у вашего ребенка прикус неправильный. Отсюда вы сразу поймете, почему он не умеет жевать. Жевательные поверхности челюстей плотно не соприкасаются, а стало быть, и не могут выполнять свою функцию. Сосание пальцев и кулаков, чрезмерное увлечение пустышкой, длительное вскармливание малыша через соску - все это наносит серьезный вред правильному росту и формированию челюстей. Желательно, чтобы родители постарались избавить своего ребенка и от пустышки, и от соски, от такой вредной привычки, как сосание пальцев. Наиболее оптимальный срок - не позднее того, как ребенку исполнится год. Нередки случаи, когда родители разрешают пользоваться пустышкой и в два, и даже в три года. Вместе с тем вы также должны позаботиться, чтобы в годовалом возрасте ложка стала основным столовым прибором вашего ребенка. И еще, в конце первого года жизни каждый ребенок должен быть осмотрен стоматологом. Детей, у которых имеются вредные привычки (сосут пальцы, язык, закусывают губы) и нарушение носового дыхания на почве хронической патологии носоглотки (аденоиды, хронический тонзиллит), относят к категории детей с нарушением прикуса. Наряду с вредными привычками, большую роль в прогрессировании аномалии прикуса играет слабое физическое развитие детей, а также низкий тонус мышц, неправильные позы во время сна, плохая осанка во время бодрствования и, конечно же, состояние здоровья самих зубов.
А у некоторых родителей до сих пор бытует мнение, что молочные зубы не стоит лечить, потому что они все равно выпадут. Тем более, по выражению некоторых мам, маленькие дети часто не «позволяют» лечить себе зубы. Такая психология ничего, кроме вреда не несет. Если у ребенка болят молочные зубы, то он не может тщательно пережевывать пищу. Челюсти не получают нужной нагрузки, и к моменту появления постоянных зубов они остаются недостаточно развитыми. Поскольку прорезавшиеся зубы оказываются крупнее своих предшественников, они, не имея места, налезают друг на друга. В результате прикус от этого тоже нарушается. Незадолго до того, как ребенок пойдет в школу, начинается смена молочных зубов на постоянные. В связи с этим у некоторых ребят может возникнуть привычка прокладывать язык между челюстями в участках, где зубы отсутствуют. В результате языком ребенок порой сдвигает растущие зубы. И это тоже может привести к их неправильному расположению. Среди других причин, которые могут способствовать появлению нарушенного прикуса, следует назвать всякого рода анатомические дефекты: слишком короткая уздечка языка, а также уздечка верхних и нижних губ, сверхкомплектные зубы (бывает и такое). В таких случаях контакт со стоматологом должен быть постоянным. Следует обратить внимание и на следующее обстоятельство: дети, не приученные дома к употреблению плотной пищи, часто отказываются от нее и в детском саду. Это тоже отнюдь не способствует здоровью, тем как пережевывание твердой пищи (моркови, яблок, сухарей, неизмельченного мяса и т.д.) развивает и формирует зубочелюстную систему, служит своеобразной гимнастикой для нее, не говоря уже о том, что твердые овощи и фрукты при их пережевывании способствуют очищению зубов. Не секрет, что к постоянно и хорошо работающим мышцам всегда поступает большее количество необходимых питательных веществ, что благотворно сказывается на поддержании их тонуса. Родители должны настойчиво приучать детей с раннего возраста хорошо жевать, съедать корки, твердые овощи и фрукты.
Длительные насморки и частые ангины тоже не способствуют здоровью всего организма в целом и зубочелюстной системы в частности. Вот почему своевременно обращайтесь с таким ребенком к отоларингологу. Исходя из того, что аномалии прикуса у детей в большинстве случаев связаны с вредными привычками, которые в свою очередь часто являются следствием неустойчивости психики, повышенной нервной возбудимости у ребенка, известную помощь в оздоровлении таких детей могут оказать консультации психоневролога. От родителей требуется немало терпения и изобретательности. Поскольку вредные привычки формируются в основном до полутора лет и значительно реже в более старшем дошкольном возрасте, то самое пристальное внимание следует обратить на воспитание именно самых маленьких. За всем этим стоят беды детей, но виноваты во всем взрослые. А ведь в 7 -- 8 лет удается исправить прикус не каждому ребенку. Недаром медики часто любят говорить, что болезнь гораздо легче предупредить, нежели вылечить. Но это еще далеко не все беды, которые уготовлены детям с зубочелюстными аномалиями. У них нарушается звукопроизношение, также у каждого из них может в будущем начаться заболевание желудочно- кишечного тракта и печени. Постоянное плохое пережевывание пищи ведет к недостаточной её ферментативной обработке, что, в свою очередь, предъявляет непосильную нагрузку желудку. В результате ему приходится выполнять не только свою роль, но и роль зубов. Вот почему так важно как можно раньше устранить нарушение прикуса. Все дело в том, что при соответствующем лечении в 3 - 4 - летнем возрасте нарушение прикуса устранить гораздо легче, нежели потом, когда ребенок будет ходить в школу.
Восстанавливать же правильный прикус помогут специальные гимнастические и ортодонтические аппараты. Назначает их специалист - ортодонт.
Нашему ребенку два года. Он проявляет интерес к буквам. Замечаем, быстро усваивает их названия. Налету схватывает все, что связано с чтением. Как относиться к раннему чтению ребенка? Что думают по этому поводу ученые?
В последние годы в лаборатории раннего возраста НИИ дошкольного воспитания было проведено специальное исследование, связанное с изучением потенциальных возможностей детей раннего возраста для обучения их чтению (автор этих работ - кандидат психологических наук Л.Н.Павлова). Установлено, что ребенка двух - трех лет можно научить читать, применяя игровые методы обучения. Замечено что дети «опредмечивают» буквы, находя их очертания во всех предметах, которые их окружают («П» - ворота; «О» - баранка и т.д.).
В ранний период жизни ребенка освоение окружающего (в том числе и букв на картинках, номерах автомашин, афишах, вывесках и т. д.) происходит на основе усиленной ориентировочной реакции. У некоторых детей эти процессы особенно ярко выражены. По всей вероятности, Ваш ребенок относится к таким детям. Освоение букв и цифр не является для ребенка раннего возраста главным видом деятельности. Как правило, усиленная реакция на элементы звуковой культуры общества свидетельствуют о том, что с малышом занимаются взрослые. Самостоятельно, т.е. без взрослого, освоить элементы грамоты ребенок не может, так как все виды деятельности человека наследственно не фиксированы. Как же относиться к раннему освоению алфавита? Стоит ли этим заниматься? Если малыш проявляет настойчивый интерес к буквам, их можно показывать и называть. Следует приобрести кубики, картинки, игрушки, на которых написаны буквы и изображены предметы, названия которых начинаются с этой буквы. Заниматься с малышом стоит с помощью игровых методов. Не ставьте перед собой задачу, во что бы то ни стало научить ребенка распознавать буквы. Все зависит от его желания и индивидуального усвоения.
Даже если малыш прекрасно запоминает алфавит, не следует делать заучивание букв его единственным занятием. Важно, чтобы ребенок бегал, прыгал, пел, играл, запоминал коротенькие стихи и потешки, чтобы у него было полноценное детство, наполненное светом, радостью и счастьем.
У моего ребенка проявляется заикание. Можно ли его вылечить?
Одним из проявлений заболевания нервной системы человека является заикание, приносящее больному ощутимые неудобства при общении с окружающими. Изложенные ниже советы кому-то могут показаться очевидными, однако на них стоит обратить серьезное внимание, особенно тем, у кого дети с двух до шести лет, т.е. это наиболее значимый период развития ребенка. Поясню на примере: на нескольких ребят примерно одного возраста неожиданно набросилась собака. Все дети получили одинаковый стресс, но лишь один отреагировал на него так сильно, что у него появилось заикание. Почему? Причин может быть несколько. Возможно, родители постоянно пугали малыша собакой, но возможно также и то, что у ребенка более уязвимый тип нервной системы. Если бы ему с самого раннего возраста объяснили, что собака - друг человека, она совсем не страшное чудище, её можно погладить, с ней можно поиграть, купили хотя бы игрушечного щенка, то беды, скорее всего, не случилось бы.
Ребенка необходимо постоянно знакомить с окружающим миром. Явления природы (гром, ветер, молния, снег), различные животные - все требует своего объяснения; при этом незаменимы совместные прогулки, экскурсии в зоопарк, игрушки в виде зверей и птиц, развивающие игры. Очень хорошо перед сном читать детям сказки. Но при этом надо помнить: никогда нельзя прерывать чтение на «страшном» месте. В момент засыпания психика ребенка ослаблена, все услышанное в это время легко откладывается в его памяти, а потому возможным результатом страшных рассказов могут стать ночные кошмары, после которых малыш может начать заикаться. Кстати, причиной кошмаров бывают и «страшилки», рассказанные другими детьми, случайно увиденные кадры из фильмов ужасов. Родителям надо тщательно подбирать вечерний репертуар чтения. Во всех историях добро и зло должны быть четко разграничены, добро - обязательно побеждать, а зло - наказываться. Надо сделать так, чтобы ребенок заснул с убеждением, что в жизни, как и в сказке, всегда бывает счастливый конец.
Идеальные условия для нормального развития нервной системы ребенка -доброжелательные отношения между родителями. Если их нет, то хотя бы внешне они должны оставаться хорошими. Мать и отец - самые дорогие для малыша люди. Если они конфликтуют на глазах ребенка, то для него рушится весь мир. Необходимо также выработать единую стратегию воспитания, чтобы не возникало противоречий, когда слова одного родителя тут же опровергаются другим. Если ребенок провинился, надо сделать так, чтобы он понял, за что его наказывают. Для этого надо объяснить, в чем он был не прав. При любых шалостях малыша категорически недопустимы телесные наказания. А самое главное, ребенок должен быть твердо уверен, что родители всегда любят его, в любом случае готовы помочь.
Особое внимание следует обратить на интенсивность потока информации. Ежедневно на малыша по телевизору, радио, на улице обрушивается поток новых, незнакомых слов. Они откладываются в его памяти, но так как артикулярный аппарат развит еще недостаточно, то реализовать полученные знания ему затруднительно. Мысль начинает обгонять речь, ребенок сбивается, нервничает, а в результате - СТРЕСС.
Как этого избежать? Довольно просто.
Ограничьте просмотр телепередач до одной — двух в день; Не покупайте слишком много книжек (достаточно двух-трех), пусть ребенок сначала изучит как следует те, что имеет; Общаясь с малышами, старайтесь говорить спокойно, неторопливо, плавно, не сбиваясь на крик;
Многие взрослые не обращают внимания на недостатки собственной речи, потому что свыклись с ними, практически их не замечают. А дети неосознанно перенимают речь родителей и последним надо помнить об этом постоянно.
Важный вопрос - правильный рацион питания. Сейчас в магазинах продается большое количество всевозможных кондитерских изделий в ярких упаковках. Но прежде чем покупать ребенку красивую, но бесполезную сладость, подумайте: может быть, лучше на те же деньги купить необходимые ему овощи и фрукты. Ведь шоколад, кофе, пряные, острые и соленые продукты слишком возбуждают еще не совсем окрепшую детскую нервную систему. Идеальные продукты для малышей - рыба, мед, витамины, овощи, фрукты.
Но если с вашим ребенком произошла беда - он начал заикаться, - не паникуйте, не тормошите, и не расспрашивайте его, не заставляйте беспрестанно произносить трудные слова. Наоборот, всем своим поведением убедите его, что ничего особенного не случилось. Уменьшите свою свободную речь и увеличьте организованную: попросите малыша рассказать какой-нибудь хорошо знакомый ему стишок или спеть любимую песенку.
Потом обязательно обратитесь к врачу- специалисту, но при этом помните, что никакой врач не в состоянии сделать для вашего ребенка больше, чем вы сами.
Моя дочка не очень хорошо выговаривает звуки «С» и «3». Мы занимаемся с логопедом. Но мне очень хочется помочь ребенку. Могу ли я что-то сделать самостоятельно?
Малыш не справляется со звуками «С» и «3» оттого, что очень напряжены челюстные мышцы. Прежде всего, научите ребенка расслаблять язык. Лучше всего это получается в игре. Расскажите особую логопедическую сказку, и пусть маленький слушатель одновременно выполняет ваши задания. Сказка для язычка. «Жил - был в маленьком домике язычок. Сыро и темно было в домике. Захотелось ему выглянуть, да мешают зубки да губки. Ротик открылся широко (без улыбки), язычок от радости вывалился прямо на нижнюю губу, растянулся и замер. Как хорошо! Лежит, не шевелится, по губе расстилается. Спокойно, свободно лежит. А если начинает капризничать и прыгать на ней, мы по нему пальчиком постучим, он и успокоится. Вот каким послушным стал язычок! Я расскажу послушному языку стихотворение, а он полежит тихо и послушает. (Расскажите любой детский стишок) Послушал язычок, послушал, и захотелось ему домой, в ротик. Медленно-медленно он пополз обратно по нижней губе, по нижним зубам и спрятался за ними, свалился, как в ямку. Ротик тихо закрылся. Молодец язычок!» Рассказывая сказку, следите за ребенком. Пока язык лежит на губе, он должен быть полностью расслаблен, а когда «отползает» назад совершенно плоским (не иметь приподнятых краев). Причем двигаться ему следует медленно и спокойно, без рывков и не дальше, чем за зубы. Возможно, не все получится сразу. Не ругайте малыша. Неудача - сигнал для вас: значит, ребенок «зажат». Расслабление наступит, когда малыш поймет: не нужно напрягаться самому и делать «твердым» язык.
Потренируйтесь несколько дней, но к следующим упражнениям переходите только тогда, когда полностью совладаете со строптивым языком. В один прекрасный день получилось? Теперь учитесь «укладывать» язык валиком, пряча кончик за нижние зубы, без напряжения, широко распластав. На это тоже может уйти несколько дней. Однако будет освоен самый важный этап!
Затем тренируйте малыша «пропускать» звук «С» по языку так, чтобы воздушная струя направлялась прямо вниз по подбородку, не уходя в сторону. Проследить за этим просто: положите в чистую столовую ложку маленький кусочек ваты. Подставьте ложку ребенку под подбородок - он должен уложить язык на нижние зубы ровным широким валиком и широко улыбнуться. А теперь пусть произнесет «с - с - с». Ватка, если струя была послана правильно, улетит точно вперед.
Отличный результат дают соревнования с мамой: у кого дальше улетит ватка с ложки? Попробовав выполнить упражнения сами, вы скорее поймете, как объяснить ребенку, что от него требуется. Самое главное- выполнять 2-е условие: не напрягаться и правильно удерживать позу (язык валиком, рот в улыбке). Потренируйте звук «С» в произношении слогов «СА», « СЭ», «СО», «СУ». Потом в более сложных сочетаниях «АСА», «АСЭ», «АСУ» и подобными. А чуть позже результат отлично закрепляют рифмовки звуков и слов. Сначала сочиняйте сами, а потом пусть и ребенок подключается. Например: СА - СА - СА - СА - на траве роса, АС - АС- АС - я вижу вас.
Аналогично тренируйтесь со звуком «3».
Слышала такое выражение, как «врожденная грамотность». Возможно ли привить ребенку «врожденную грамотность»?
Конечно. Причем ИГРАЮЧИ. Проще говоря – В ИГРЕ. Давайте начнем игру со звуками еще до того, как ребенок заговорит. Прежде всего поучим его настраивать губы на гласные. Дети в этом возрасте – прекрасные вокалисты. Главным «наглядным пособием» для малыша, конечно, будите вы, уважаемые взрослые. «Залез Мишка на дерево. А-а-а-ах, как высоко я заблудился! О-о-о-ох, голова закружилась. У-у-у-ух, как страшно наверху, пора слезать».
Ваши губы должны точно показывать артикуляции гласных:
А – широко открытый рот, без улыбки. О – округлый рот, без напряжения. У – вытянутые в дудочку губы.
Сначала показываете вы, приглашая ребенка к игре. Позже он сам постарается изобразить и произнести восклицания Мишки. Обязательно похвалите малыша, даже если у него не получается. Например, «Какой ты молодец. Ну давай еще раз». Научились вздыхать за Мишку? Теперь поиграйте в испорченный телевизор. Беззвучно показывайте губами гласные звуки. Пусть ребенок прочтет по ним звуки – А, О, У. Потом поиграйте со звуками И (очень широкая улыбка до ушей) и Э (рот шире, улыбка меньше). Попробуйте вместе попеть на разные мелодии «гласные песенки»: «А-о-а-о-у» («И-э-о-э-и»). Сначала пойте, делая паузы между звуками, потом без пауз, чтобы звуки перетекали один в другой. Помните: ваша артикуляция при этом должна быть очень четкой.
Привлечь внимание малыша к гласным помогут и коротенькие стишки, в кото-рых рифмуются нужные звуки: На болоте стоит пень, Шевелиться ему лень. Шея не ворочается, А посмеяться хочется
Я сам себя в пальто одел. И рукавом свой нос задел. Решил пальто я наказать И без пальто пошел гулять. Шла Марина с огорода, Под кустом нашла удода. А удод ей – ду-ду-ду! Жить у вас не буду! К старой бабке убегу, Даст мне бабка творогу!
Был сапожник? Был. Шил сапожки? Шил. Для кого сапожки? Для соседской кошки.
Старайтесь, чтобы ребенок повторял за вами рифмующиеся звуки, слоги или слова. Еще лучше, если он сам закончит строчку подходящим словом. Читая стихи, прихлопывайте в ладошки вместе с малышом. Старайтесь выделять хлопками ударные слоги.
Детям постарше можно предложить более сложную игру в рифмы. Хлопая в ладоши, придумывайте разные рифмующиеся строчки:
ТА ТА ТА ТА ТА ТА МЫ ПОГЛАДИЛИ КОТА ТУ ТУ ТУ ТУ ТУ ТУ ДАЛИ МОЛОКА КОТУ.
Поощряйте ребенка договаривать последнее слово каждого двустишия, а потом и целую строчку. Чтобы заставить его перестроиться и придумать что-нибудь новенькое, время от времени изменяйте количество слогов в первой строчке. А теперь возьмите пары похожих, но разных по артикуляции слогов. Это поможет отработать правильное звукопроизношение:
ТА ТЯ ТА ТЯ ТА … (различаются твердыми и мягкими согласными) ТА ДА ТА ДА ТА … (различаются звонкими и глухими согласными) ЦА ТСА ЦА ТСА ЦА ТСА ЦА… (разница Ц- ТС) ША СА ША СА ША СА … (чередуются свистящие и шипящие звуки)
Следующая игра научит ребенка правильно согласовывать слова. Положите на стол яблоко, грушу, апельсин. Обратите его внимание на то, что про каждый фрукт мы говорим по-разному.
Яблоко (какое?) – вкуснОЕ, круглОЕ, сладкОЕ, большОЕ. Апельсин (какой?) – вкуснЫЙ, круглЫЙ, сочнЫЙ, большОЙ. Груша (какая?) – вкуснАЯ, круглАЯ, сочнАЯ, большАЯ.
Произносите слова чуть медленнее, чем обычно, выделяя голосом окончание. Попросите малыша показать фрукт, о котором вы сейчас думаете: «Про что я сейчас думаю – сочнЫЙ, а теперь – большАЯ…»
Похожие функции у игры в мяч. Правила её таковы: взрослый кидает мяч ребенку и говорит слово. Тот отбрасывает мяч обратно, отвечая уже двумя словами.
Взрослый: Ребенок:
«Ползла» «Ползла гусеница» «Полз» «Полз жук» «Ползло» «Ползло облако»
Старайтесь поддерживать высокий темп игры и быстро кидайте мяч в тот момент, когда произносите слово. Неплохо, если взрослый вдруг ошибется, а ребенок заметит это и поправит его. Ваш авторитет не пострадает, зато малыш будет вслушиваться в речь с большей охотой.
Очень эффективное упражнение – игра «Угадай-ка». Произносится слово по слогам, начиная с последнего. Например, озеро: ро-зе-о. Только обязательно произносите слоги так, как они пишутся. Задание ребенку – восстановить слово, а потом он загадывает взрослому свое.
Уважаемые родители! Логопеды уверены:
счастливчики-грамотеи просто умеют слышать собственную речь; легко запоминают цепочку из семи звуков, слогов или слов; правильно согласовывают слова в роде, числе и падеже; ясно и осмысленно ставят ударения.
Словом, умеют делать то, на что способен любой ребенок 7 лет.
Моему ребенку 4 года, у него проблемы с произношением некоторых звуков. Из-за чего они возникают? Какие упражнения можно выполнять дома?
Маленькие дети часто произносят многие звуки неправильно. Если дефекты произношения не исчезают к 4-5 годам – значит, ребенок нуждается в специальных упражнениях. В тех случаях, когда звукопроизношение нарушено не из-за снижения слуха, заниматься с малышом могут и родители.
Проверить, нормально ли ребенок слышит, очень легко. Надо сказать шепотом несколько предложений на расстоянии 6-7 метров от него, и если малыш сможет повторить, значит, слух в порядке. Важно определить также, правильно ли ребенок воспринимает на слух близкие по звучанию звуки («р»-«л», «ш»-«с», «л»-«ль»). Предложите ему найти разницу в значении слов (мишка-миска, крыша-крыса, рак-лак, лук-люк, коза-коса и другие), попросите показать, как жужжит жук (ж-ж-ж), пищит комар (з-з-з), и сказать, в каких словах живет жук, а в каких комар: ежжжик, зззубы, зззонтик, жжжелуди. Можно, проводя эти тесты, поиграть с ребенком. Пусть он поднимет руку или хлопнет в ладоши, услышав звук «ш», «ч», «р» в предложенных словах: шейка, шубка, очки, врач, рад, ряд, роза, береза, руки. Ребенок может сам придумать слова с заданным звуком.
Правильному произношению иногда мешает и дефектный прикус. При нормальном прикусе верхние зубы слегка закрывают нижние. Для исправления прикуса необходимо обратиться к ортодонту. Родители легко могут определить, достаточно ли подвижен язык ребенка, может ли он совершать большой объем движений (вверх-вниз, вперед-назад, быстро щелкать), хорошо ли развита подъязычная связка, или, как её еще называют, уздечка. Если уздечка очень короткая и ребенок не может поднять язык к небу, советуем обратиться к отоларингологу или логопеду. Подъязычная связка играет большую роль при произнесении звука «р», а также «щ», «ш», «ж», «л». Спешить с её подрезанием не следует, так как она эластична и, если ребенок будет выполнять специальные упражнения, может растянуться. Вот несколько таких упражнений: Широкий язык удерживать в форме «чашечки» у верхней губы. Перемещать кончик языка в левый и правый угол губ. Губы вытянуть в трубочку и растянуть в улыбку. При открытом рте кончиком языка гладить нёбо в направлении вперед – назад. Медленно щелкать языком, растягивая уздечку. Пусть ребенок каждое упражнение повторяет по 8-10 раз 1-2 раза в день.
Иногда ребенок неправильно произносит звуки из-за частичного отсутствия зубов. Но не надо ждать, когда зубной ряд восстановится. Сначала добивайтесь правильного произнесения звуков, скажем, «с» и «р» или «ш» и «р», «с» и «л», то есть далеких по образованию и звучанию. Занятия проводите перед зеркалом, чтобы контролировать артикуляцию. Желаю успехов! Не нужно жалеть слов, общаясь с ребенком.
Чем больше словарный запас человека, тем больше у него возможностей достичь успехов в жизни. Это заключение психологов и филологов вряд ли стоит подвергать сомнению. Так как же вырастить интеллектуального, интеллигентного и в то же время преуспевающего человека?
Прислушайтесь к специалистам.
Чем больше ребенок знает слов, тем быстрее научится он читать и писать, тем легче будет ему учиться в школе, тем вероятнее вырастет из него человек с высоким интеллектом.
В возрасте 2-3 лет малыш знает уже до 300 слов. В 3-4 года его словарный запас увеличивается до тысячи, а еще через год – до двух тысяч слов. Шестилетний ребенок знает уже 6 тысяч слов. Для того чтобы расширить словарный запас малыша, его родители прежде всего должны следить за своей речью, сделать её как можно более богатой и выразительной.
Важно, чтобы ребенок не только знал слова, но и применял их в повседневной жизни. Сделать он это может, только разговаривая со взрослыми. Рекомендуется на вопросы малыша отвечать развернуто, примерно так: ребенок – «Собачка говорит гав-гав?», взрослый – «Да, собачка говорит гав-гав. Так собачка лает. Наверное, она злится потому, что ей не дали косточку».
Второй источник пополнения словаря – чтение. Особенно полезны в этом отношении стихи, ведь ребенок от природы – музыкальное создание, и стихи для него звучат, как музыка. Но очень важно, чтобы малыш понял: знак и звук взаимосвязаны. Чтобы это отложилось, предложите ему рисовать картинки для обозначения слова или понятия. Это облегчит малышу переход к самостоятельному чтению и письму. Все это, бесспорно, значимо, но не менее важно научить ребенка общению. Малыш должен, не боясь, но чувствуя разницу, уметь разговаривать и с чужими детьми и с незнакомыми взрослыми. Практиковаться в этом можно и в песочнице, и в поликлинике. Пусть он сам поинтересуется, откуда у того мальчика такой красивый мяч, сам купит себе понравившуюся булочку, первым поздоровается с доктором и скажет, зачем пришел.
Общение напрямую связано с запасом слов. Чем больше вы будите разговаривать с малышом, читать ему, тем больше слов и выражений он усвоит. Чем внимательнее вы, родители, будете следить за своим произношением, тем правильнее будет речь вашего малыша.
Не повторяйте общее заблуждение: «Пойдет в школу – выправится». К сожалению, чаще всего оказывается наоборот: ребенок с речевыми недостатками попадает в незнакомую среду, там над ним начинают смеяться, передразнивать. Он смущается, замыкается в себе – вот и готовый невроз…
Так что учите ребенка говорить! Пусть он пересказывает вам прочитанную сказку, услышанную историю, мультфильм, поделится впечатлениями от поездки к бабушке.
В 5-6 лет он должен уметь составлять рассказ по картинкам, понять и осмыслить смысл басенок.
Маленькому человеку нужен для общения ваш заинтересованный взгляд, умение слушать, не перебивая и не подсказывая. Чтобы вызвать малыша на разговор, можно использовать любую ситуацию. При случае попросите его рассказать, куда вы идете и зачем, что несете с собой, как выглядят встреченные люди. Больше общайтесь с вашим малышом и по возможности, общайтесь как с равным.
Конкретные советы думающим родителям от логопеда:
Обратите внимание на темп вашей речи. Он должен быть ровным, без убыстрений, которые создают фонетические провалы и некрасивые конструкции типа: Марь Ванна, ваще.
Проанализируйте эмоциональность вашей речи. Не разговариваете ли вы с окружающими раздраженно- усталым тоном? Умеете ли вы голосом выражать оттенки чувств: грусть, печаль, радость, восторг? Дети восприимчивы к малейшим изменениям интонации. И если вы не хотите получить бесцветную, не эмоциональную личность – добавьте красок в вашу речь. Однако бойтесь перегнуть палку – и остаться в общении с малышом на сладко сюсюкающем тоне. Дети очень чувствительны к фальши.
Обратите внимание на конструкции ваших предложений. Ребенок в возрасте 2,5 лет должен уметь строить фразу с придаточными предложениями. Часто ли вы используете в своей речи подобные конструкции?
А как у вас с лексическим составом языка? Используете ли вы эпитеты, сравнения, метафоры? Можно сказать: «Шмель сел на цветок», но лучше все-таки иначе: «Посмотри, какой пушистый, мохнатый шмель с полосатым брюшком и прозрачными крылышками сел на этот яркий цветочек. На кого, по-твоему. Он похож?». Пусть малыш не все поймет, но он не только увидит шмеля, но и запомнит музыку фразы.
Если вы хотите улучшить собственную речь, как говорят, учиться никогда не поздно. Вот несколько советов:
Больше читайте русскую классику, обращая внимание не только на сюжет, но и на выразительные средства языка.
Пишите письма подругам или ведите дневник, обращая внимания на ошибки. Рассказывая что-то мужу или подруге, старайтесь, чтобы ваша речь была более яркой, эмоциональной. Используйте различные словари. Не ленитесь лишний раз заглянуть туда – узнаете много нового и интересного.
Обратим внимание на самое важное: когда же нужно начать беспокоиться и показать ребенка специалистам?
Если в 3-4 года он произносит отдельные слова чаще, чем связные фразы, затрудняется запомнить новые слова, испытывает речевые трудности, показывая картинки в книжке. Для родителей 5-6 летнего ребенка тревожным сигналом должно стать следующее: если ребенок говорит очень мало, большинство слов произносит неправильно, говорит, как совсем маленький, испытывает трудности в подборе слов для выражения собственных мыслей, если он не может пересказать простую историю. |
Обновлено 31.03.2019 16:09 |